Advertisement

Выдернутая страница истории: Байден против Эрдогана

Мурад Сададдинов, политолог, специально для haqqin.az

Несколько дней назад завершилось жесткое противостояние двух столпов современного мира политики – президента США Джо Байдена и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которое с небольшими перерывам длилось долгие двенадцать лет.

Поскольку широкой общественности мало известен истинный характер отношений главы самого могущественного государства и лидера тюркского мира, отличавшихся взаимной подозрительностью, недоверием, а то и нескрываемым презрением, хочу напомнить читателям haqqin.az малоизвестные или перелистанные страницы исторического противостояния двух мировых лидеров.

Через несколько дней после попытки госпереворота в Турции, предпринятой 15 июля 2016 года террористической организацией Фетуллаха Гюлена (FETÖ), турецкий министр внутренних дел Сулейман Сойлу прямо обвинил тогда еще вице-президента США Джозефа Байдена в причастности к этому преступному акту, ясно дав понять, что находящийся в США Гюлен не посмел бы решиться на подобную авантюру на свое усмотрение и без координации с соответствующими структурами страны пребывания.

Напомню, что до этого все шесть попыток государственного переворота в этой стране завершались успехом турецких генералов. Однако седьмая провалилась под силой авторитета и харизмы Эрдогана. Народ Турции, буквально, грудью встал за своего лидера на пути танков путчистов.

Попытка сместить законно избранного президента однозначно испортила отношения между Турцией и США. До такой степени, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил на пресс-конференции, что Вашингтон и Анкара отныне не друзья. Причем заявил с позиции силы, поскольку, подавив путч и изолировав его организаторов, Эрдоган не только усилил свои позиции, но и унизил своих заокеанских недоброжелателей.

Впрочем, еще до путча 15 июля 2016 года мы были свидетелями многочисленных претензий вице-президента Байдена, который, в частности, обвинил Эрдогана в поддержке группировки «Исламское Государство», а затем по телефону извинился перед ним за необоснованные обвинения.

Уже тогда четко прослеживалась предвзятость Байдена и его стремление нанести вред Эрдогану, которые турецкая сторона, как правило, умело дезавуировала.

Но став кандидатом в президенты США от Демократической партии, Джозеф Байден уже не скрывал своих истинных намерений в отношении президента Турции.

В январе 2020 года Джозеф Байден опубликовал во влиятельной The New York Times комментарии, в одном из которых подчеркнул, что Вашингтон должен всячески подталкивать политических оппонентов Эрдогана к победе на выборах, отметив, правда, что менять власть в Турции посредством государственного переворота не стоит.

По сути, это было предвыборное обещание Байдена избирателям, которое он старался выполнить во время президентских выборов в Турции 14 мая 2024 года. Не случайно, накануне дня голосования, президент Турции сказал журналистам:

“Байден отдал приказ свергнуть Эрдогана, и я это знаю. Все мои люди это знают. Если это так, то завтрашние бюллетени дадут ответ Байдену”.

И народ Турции этот ответ дал, проголосовав за Эрдогана на выборах, которые по мнению независимых наблюдателей отвечали самым строгим критериям демократии.

Сегодня мы можем предметно сопоставить недавние президентские выборы в Турции и предстоящие – в США, чтобы дать объективную оценку политическим лидерам обеих стран. И если Эрдоган проявил себя не только как политический тяжеловес, способный решать комплекс сложнейших вопросов, но и как личность, готовая на любые шаги и даже жертвы, то Байден, буквально, до последней секунды стремился разменять интересы своих однопартийцев и избирателей на возможность баллотироваться на второй срок. Не надо быть искушенным аналитиком, чтобы понять: Байдена интересовали вовсе не интересы США или Демократической партии, а исключительно личные мотивы, известные лишь ему и членам его семьи. И только после того, как доноры демократов публично заявили о прекращении финансировании избирательной кампании, Байден сошел с предвыборной дистанции.

Мы еще часто будем говорить о таком принципиально важном для политического лидера качестве, как личная ответственность за слова и поступки.

Президент Эрдоган в очередной раз доказал, что является человеком слова, когда, накануне 44-дневной войны, приказал перебазировать истребители F-16 ВВС Турции на аэродромы Азербайджана, публично заявив, что «любой, кто захочет вмешаться в конфликт между Азербайджаном и Армений, будет иметь дело с армией Турции», остудив тем самым многие горячие головы.

И как тут не вспомнить все того же Джо Байдена, которому не хватило элементарной смелости, чтобы выполнить обещание и поставить Украине истребители F-16, так необходимые ей для противостояния российской агрессии. А ведь по Будапештским соглашениям США все еще являются гарантами территориальной целостности Украины.

И последнее.

На днях Эрдоган позвонил Дональду Трампу, отдав должное мужеству кандидата в президенты США, продолжившего избирательную кампанию, несмотря на попытку убить его.

«Трамп продемонстрировал сильное лидерство своими посланиями о единстве, чтобы уменьшить поляризацию и напряженность в обществе после попытки убийства», – сказал затем президент Турции.

Думаю, что на самом деле слова Эрдогана были адресованы не столько к Трампу, сколько Байдену, чья более чем полувековая политическая карьера могла завершиться на куда более высокой и заслуживающей уважение ноте, обладай этот человек качествами истинного, а не формального лидера.

Так что, остается только констатировать, что последняя осень патриарха американской политики будет печальной…