Томас Пильц, специально для haqqin.az, Франкфурт-на-Майне
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что не отправит военных ФРГ в Украину и не будет сбивать российские самолеты и ракеты немецкими истребителями. Об этом он сказал во время общения с гражданами в Саарбрюккене.
Родовая травма Германии – «никакой войны с Россией» – требует от любого германского канцлера предельной тактичности в данном вопросе. Что создает для Шольца определенные проблемы: с одной стороны – агрессия России должна сдерживаться, в этом у него нет сомнений. С другой – это сдерживание должно выглядеть так, чтобы это исключало всякий намек на российско-германское противостояние.
С одной стороны – выглядит трусостью и нерешительностью со стороны Шольца, не пониманием угроз, которые создала Россия европейской безопасности. Но с другой стороны – вполне взвешенным подходом, когда Германия взвешивает все риски – и учитывает свою ранимость в данном вопросе.
«Мы не будем делать ничего, что привело бы к войне между Россией и НАТО. Вот почему я остаюсь предельно ясным в своих заявлениях. Я не посылаю солдат в Украину. Я не буду сбивать российские самолеты и ракеты немецкими летчиками и немецкими истребителями. Нет, мы не будем этого делать» – заявил Шольц, предельно четко обозначив свою позицию по данному вопросу.
И в то же время, Германия на сегодняшний день является вторым по объемам поставщиком вооружений в Украину после США. Всего ФРГ к настоящему моменту выделила на военную поддержку Киева средства и взяла на себя обязательства по будущим расходам в размере примерно 28 миллиардов евро.
Какая-то странная трусость получается, особенно учитывая программу расширения программ «Рейнметалл», которые только на расширение военного производства своей продукции готовы за два предстоящих года выделить около семи миллиарда евро – сумму, вполне сопоставимую с тем, что вкладывает частный американский капитал в развитие собственного военно-промышленного комплекса.
«Никаких немецких солдат на украинской земле и никакого немецкого участия в украинских событиях» – принцип, которому готов следовать Берлин. Но при этом, он готов предоставить Украине максимум возможностей для ведения войны против России. С небольшими оговорками, которые, впрочем, носят достаточно условный характер.
Европа – она такая. Есть зазор между словом и делом – но это только на первый взгляд, вскоре выясняется, что этот зазор весьма условный, и что на самом деле заявления политиков не следует воспринимать так, как их трактуют СМИ, гоняясь за кликабельными заголовками.
Акцентируемая западными медиа ресурсами, подхваченная их российскими коллегами «трусость» Шольца и Берлина в целом – это от недомыслия, от непонимания принципов германской дипломатии, залаженной еще при великом Бисмарке, когда стальная перчатка обязательно упаковывается в мягкую шерстяную варежку с шелковой подкладкой.
Оппонентам предлагаю провести анализ планового выпуска немецкого военно-промышленного комплекса на период с 2025 по 2028 год, а потом задать себе вопрос, куда будет израсходована эта продукция, от снарядов до крылатых ракет.
Сегодня Берлин опасается, что в случае прямой российской атаки окажется не в состоянии ее отразить, в частности – ракетные удары по своей территории. Но усиленно работает над минимизацией этой угрозы, в том числе – и заявлениями, которые Кремлем могут быть истолкованы как «слабость» и даже «трусость».
Вот только было бы огромной ошибкой воспринимать подобные заявления за «реалполитик» Берлина. Не на заявления надо смотреть – а на конкретные планы расширения военного производства германской промышленности. И тогда текущая картина намерений и политики Берлина начнет выглядеть совершенно по-иному. Не так кликабельно, конечно, но зато – более реалистично.

























