В Вашингтоне благополучно завершился юбилейный 75-й саммит НАТО. Под конец грянул мощный аккорд — почти часовая пресс-конференция Джо Байдена, на которой тот пытался убедить нацию и весь мир, что он вполне годен для того, чтобы победить Дональда Трампа и пробыть еще четыре года в Белом доме. Вечером четверга все взоры были обращены к этой пресс-конференции, которую американская пресса назвала важнейшей за многие десятилетия.
Сам саммит прошел образцово показательно. Не было никаких голосов диссидентов от НАТО, все амбициозные программы дальнейшего укрепления альянса были четко согласованы. Вероятно, одним из самых важных решений была договоренность о размещении в Германии американских дальнобойных ракет, поражающих цели на расстоянии до 500 километров —всемирно известных «Томогавков», что вызвало крайне нервозную реакцию в Москве.
Наибольшее внимание участники уделили ситуации в Украине – эти обсуждения заняли больше времени, чем дискуссии в отношении Китая. Большой новостью стало то, что высокие американские лица подтвердили: Киев получит истребители F-16 от европейских стран до конца лета. Вместе с тем присутствовавший на саммите украинский президент Владимир Зеленский был явно разочарован тем, что администрация Байдена так и не дала ему разрешения использовать американские ракеты для поражения целей в глубине территории России. Правда, сообщается, что во время переговоров с новым премьером Великобритании Киром Стармером Зеленский убедил его в том, что удары ракет Storm Shadow по российским военным аэродромам могут изменить баланс войны. Стармер вроде бы согласился, но детали этой договоренности еще будут обсуждаться.
И все было бы хорошо и позитивно на этом саммите, если бы не одно обстоятельство. Тщательно выложенное западными лидерами (и, прежде всего, Байденом) мозаичное панно альянса может вмиг рассыпаться, если на выборах в США победит Дональд Трамп. Он, как известно, крайне прохладно относится к НАТО, в той или иной форме неоднократно угрожал выйти из альянса и продолжает носиться со своей мантрой о том, что Америка платит намного больше в фонд НАТО, чем европейские союзники. Что является абсолютной неправдой. По крайней мере эти утверждения, если они и были верны 3-4 года назад, сильно устарели.
Отсюда такое пристальное внимание к пресс-конференции Байдена, к тому, как он формулирует ответы, насколько быстра его реакция. Всего две недели назад он блистательно провалился на дебатах с Трампом, часто оказавшись не в состоянии продолжить мысль до конца, а иногда просто перескакивал с одной темы на другую.
Можно только представить, как теперь нервничали помощники президента. Ведь вчера это был совсем не формат их босса. Байден привык выступать вместе с другими лидерами, которые приезжают в Вашингтон, и, как правило, он берет всего два-три вопроса. Весь мир отмечал все детали нынешнего выступления Байдена в режиме solo, без телесуфлера и с непредсказуемыми и жесткими вопросами журналистов (это вам не прямая линия Владимира Путина), которые могли загнать американского лидера в тупик.
Каковы же были результаты? Они оказались смешанными. Байден выглядел лучше, чем на дебатах. Он казался лидером, который в силу своего опыта контролирует внешнюю политику страны и хорошо представляет себе экономическое положение американцев. Но некоторые моменты вызвали тревогу демократов и гостей саммита. Виноват, в частности, оказался Владимир Путин, который целиком завладел головой Байдена. Незадолго до этого американский президент представлял гостям саммита Владимира Зеленского. И, приглашая его к трибуне, он торжественно произнес: «Президент Украины Владимир Путин!». Правда, тут же осекся и со смешком сказал, что он имел в виду, что Путина… нужно побить. И, конечно, один из первых журналистов на пресс–конференции поинтересовался, как такое стало возможным—перепутать Зеленского и Путина? Байден продолжал отшучиваться.
Но если бы это был только Путин. В самом начале пресс-конференции Байден назвал своего вице-президента Камалу Харрис «вице-президентом Трампом» (хороший был бы тандем!). В чем Байден был исключительно тверд, непререкаем и последователен, так это в своем намерении оставаться в гонке и сражаться с Трампом, которого он «точно победит». А когда его спросили, не хочет ли он пересмотреть свою позицию, если его команда скажет, что у Камалы Харрис больше шансов одолеть Трампа, он ответил: «Нет!» И добавил к этому: «По крайне мере до тех пор, пока ко мне не придут и не скажут, что ты не можешь победить».
Тут Байден с комическим выражением лица прильнул к микрофону и прошептал: «Но так никто не говорит. Ни один из опросов». Президент лукавит. Результаты опросов, конечно, противоречивы. Хорошая новость для Байдена заключается в том, что в национальном масштабе они идут ноздря в ноздрю с Трампом – у каждого 46 процентов. При этом 56 процентов демократов считают, что Байдена нужно заменить. 8 из 10 зарегистрированных избирателей полагают, что он слишком стар. В апреле этого года 23 процента зарегистрированных избирателей говорили, что у Байдена психическое и умственное здоровье лучше, чем у Трампа. Сейчас так думают лишь 14 процентов. 36 процентов демократов и 48 процентов независимых избирателей говорят, что стали хуже относиться к Байдену после дебатов с Трампом.
Пока о реакции граждан на пресс-конференцию Джо Байдена трудно судить. Посмотрим. Возможно, американцы поверили в то, что он устойчиво стоит на капитанском мостике. По крайней мере, отрадно, что он считает себя мужчиной. А то, если верить BBC, Байден однажды сказал о себе как о «чернокожей женщине в окружении чернокожих мужчин». Уважаемая радиокорпорация, конечно могла и ошибиться — президент США говорил слишком тихо и его было трудно разобрать.

























