«Евросоюз рассматривает Азербайджан, как «пожарного» в вопросе газоснабжения», – заявил посол Азербайджана в Брюсселе Вагиф Садыхов в интервью лондонской газете The Financial Times.
Посол заявил, что Евросоюз, безусловно, хочет увеличить импорт газа из Азербайджана, но при этом не горит желанием заключать долгосрочные контракты.
«Баку нужна определенность в виде долгосрочных контрактов, чтобы привлечь финансирование, необходимое для увеличения добычи газа в Каспийском море и удовлетворения дополнительного спроса в ЕС, – подчеркнул Вагиф Садыхов. – Мы не можем быть «пожарным случаем» и экспортировать газ во временном отрезке три-шесть месяцев. Нам нужны долгосрочные контракты, чтобы мы могли обратиться в банки за финансированием для глубинного бурения в Каспийском море».
Напомним, что в прошлые выходные президент Ильхам Алиев, выступая на международном медиафоруме в Шуше, отметил неприкрытое лицемерии Евросоюза, проявленное в отношении Азербайджана по вопросу газоснабжения.
По словам президента Азербайджана, с одной стороны, Европа просит Баку наращивать поставки газа, а с другой, отказывается финансировать меры, необходимые для увеличения его добычи.
«Сегодня Европа остро нуждается в нашем природном газе, – отметил глава государства. – С одной стороны, Европа просит нас увеличить добычу и транспортировать газ в Европу, поскольку она серьезно нуждается в нем. С другой, они это не финансируют. Лицемерию в этом вопросе должен быть положен конец».
Рассказав о том, что европейские партнеры хотят, чтобы Азербайджан удвоил пропускную способность «Южного газового коридора», являющегося основным экспортным маршрутом, президент добавил:
«Мы должны вложить туда миллиарды. Кстати, отмечу, что мы еще не возместили наши затраты по инвестициям в «Южный газовый коридор». Наши доходы от продажи газа по-прежнему идут на погашение этого долга. Они [Евросоюз] ожидают, что мы вложим туда миллиарды. При этом говорят, что через десять лет Евросоюзу газ будет не нужен. Разве мы похожи на глупцов, которые будут вкладывать десятки миллиардов долларов в газ, который им не понадобится?»
Комментируя напоминание посла Азербайджана в Брюсселе о том, что в 2022 году Евросоюз и Азербайджан подписали совместное заявление, согласно которому к 2027 году Азербайджан должен довести добычу газа для ЕС до 20 миллиардов кубометров в год, The Financial Times пишет:
«Несмотря на «глубокие обсуждения» с Европейской комиссией о том, как достичь этой цели, посол Садыхов заявил, что операторы ЕС неохотно подписывают долгосрочные контракты из-за амбиций блока по сокращению потребления ископаемого топлива и достижению нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. При этом власти европейских стран оправдываются тем, что заключение коммерческих соглашений — это прерогатива компаний, а не правительств».
Авторы статьи напоминают, что за последние три года Азербайджан увеличил экспорт газа в Европу на 12 процентов. Но чтобы удвоить его к 2027 году, необходимо увеличить пропускную способность Южного газового коридора, а также вложить дополнительные средства в увеличение добычи газа на месторождениях в Каспийском море. Однако Брюссель не может финансировать проект из-за принятых в 2021 году изменений в своих правилах, не позволяющих тратить бюджет ЕС на инфраструктуру ископаемого топлива. Аналогичные ограничения есть и у Европейского инвестиционного банка.
«Мы предлагаем рынок, который очень интересен Азербайджану, но мы не можем его финансировать», – признался в интервью газете представитель ЕС.
Как мы видим, президент Азербайджана не зря назвал лицемерным подход Брюсселя: ЕС открывает Азербайджану свой газовый рынок, чтобы полностью отказаться от российского газа, но почему-то считает, что при этом Азербайджан должен взять на себя всю финансовую нагрузку. Или в лучшем случае, должен заключить коммерческие контракты с компаниями и брать кредиты у банков третьих сторон.
Словом, получается, что Евросоюз хочет обеспечить свою энергетическую безопасность не только за счет газа, но и за счет средств Азербайджана.
Но, как заявил президент Ильхам Алиев, Баку не настолько наивен, чтобы удваивать экспорт газа в ЕС, не имея на руках долгосрочные контракты и инвестиционные обязательства, подписанные Европейским Союзом.

























